Табага - вчера, сегодня, завтра...

Понедельник, 13.07.2020, 02:15

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | СЕЛО - СТАРАЯ ТАБАГА | Регистрация | Вход

СЕЛО  СТАРАЯ ТАБАГА

Старая Табага (якут. Эргэ Табаа) — село на территории городского округа Якутск, расположенное на левом берегу реки Лена, в 34 км от города Якутска, в южной части долины Туймаада. Численность населения около 600 человек.
 До 1985 года Старая Табага называлась просто Табагой, в 1985 году указом Верховного Совета Якутской АССР произошло объединение населённых пунктов Табага и Лесокомбинат в один посёлок Табага. В 2004 году Старая Табага была выделена из состава посёлка Табага как сельский населённый пункт с присвоением ему настоящего наименования на основании постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), а через год такой же статус получил и Лесокомбинат (Новая Табага)
          Село Табага расположено вдоль Табагинской протоки у самого подножия сопок. Летом 
в летнее время Табагинская протока полностью пересыхает. Южную часть Старой Табаги пересекает ручей, образующий глубокий овраг. От реки Лены село отделено островом Улуу-Арыы, к югу от села в Лену вдаётся Табагинский мыс, сужающий пойму реки. Сопки, расположенные к западу и к югу от Табаги, покрыты лиственничными и лиственнично-сосновыми лесами , изредка встречаются березы, ну и совсем редко - елочки.  На равнинах - множество лугов и маленьких озер, где летом можно поймать рыбу или в жаркий день искупаться.
ТАБАГА – ПЕРВАЯ ЯМЩИЦКАЯ СТАНЦИЯ
ГОСУДАРЕВЫ ЯМЩИКИ НА ПОБЕРЕЖЬЕ РЕКИ ЛЕНА

              Город Якутск был присоединен к России в 1632 году русскими землепроходцами при царствовании в России царя Романова. Но Якутск еще долго был оторван от России, связи не было. Видимо, смельчаки из купечества за погоней пушнины и сбыта своих товаров пробирались на лодках с помощью местных жителей якутов, которые населяли побережье реки Лены до Витима и выше.
           Такая связь не удовлетворяла население города, тем более,что якуты занимались охотой и скотоводством. Тогда решено было, по типу центральной России и западной Сибири заселить левобережье р.Лена государевыми ямщиками. В обязанность ямщиков входило возить почту и разных чиновников от города Якутска до города Иркутска. Ямщицкие станции были организованы примерно в 1775-1780 годах.     
          Первая станция от города Якутска была в 25 верстах – в Табаге, следующая – Улахан-аан- 39 верст от Табаги, дальше – Бестях, в 42 верстах от Улахан-аан, Тоен-арыы – 30 верст от Бестяха, Тит-арыы -30 верст от Тоен-арыы, дальше станция Батамай, Синск, Ой-Муран, Жура, Исить – западная граница Орджоникидзевского района.
          Таким путем по всей Лене строились ямщицкие (почтовые) станции…Разница в расстоянии между станциями зависит от удобства местности – главным образом, чтобы были сенокосные угодья, так как при станции содержались обязательно две лошади и скот. Ямщики на лошадях производили гоньбу почты, за что два раза в год получали зарплату. Таким же путем возили и пассажиров. Посевами занимались очень мало – обычно своего хлеба не хватало, немного занимались скотоводством и овощеводством- за что их называли пашенными крестьянами. Пассажиров и почту ямщики в основном возили только зимой, летом было бездорожье. В последствии летнюю дорогу сделали только до станции Бестях. В случае необходимости почту возили на лодках, вниз по течению – на веслах, в верх по течению- тянули бечевой. Купцы свои товары везли на карбасах и паусках (крытый тесом корбас) в июле и августе, останавливались в некоторых населенных пунктах и устраивали ярмарки, где жители запасались необходимыми товарами на год. Бедное население таких запасов сделать не могло, а те, кто побогаче, делали закуп на год, затем перепродавали беднякам в два-три раза дороже. Были и такие купчишки-коробейники. Они свой товар носили в ящиках-коробочках, а товары в них были: нитки , иголки, ленты, бусы, сережки, кольца и прочая мелочь. Они передвигались от поселка к поселку и торговали.
          Первые поселенцы-ямщики прибыли в Табагу: Соколов Ефим Иванович (из Костромы), Лобанов (имя, отчество неизвестны), Шепелев и Козлов (имена также неизвестны). Ямщики поселились примерно в 1780-1790 годах. Позже приехали Колосов Иван и два брата Киренских – Иван и Алексей, примерно в 1800-1810 годах. Они также стали пользоваться на равных правах- работой ямщиков.
          Царское правительство за гоньбу почты платило только за четыре пары лошадей, поэтому ямщики эти четыре пары делили на мужские души, т.е. у кого в семье больше мужчин, те чаще ездили с почтой и больше получали заработка.
          В ямщицкие станции стали заселять ссыльными и скопцами. Скопцы – это секта, как и некоторые другие – староверы, духоборы и др. В те времена религиозных сект было много. Православная церковь стала преследовать сектантов, особенно скопцов, т.к. во избежание военной службы они скопчились. Закон скопцов был такой – по своей вере мужчины освобождались от военной службы, не касались женщин, должны были только работать и копить богатство.
          Двое скопцов – Шашсков и Пшеноюшкин прибыли в Табагу и стали заниматься хлебопашеством. Они заняли около десяти десятин на горе и столько же в степи. Полученным урожаем зерна торговали. В последствии они умерли и в Табаге не осталось ни одного скопца. Примерно в 1860-1870 годах прибыл в Табагу ссыльный поляк Сидоров Мелентий, купил дом, усадьбу (видимо скопцов), присоединился к государевым ямщикам на равных правах.
          В последствии в Табаге поселились ссыльные: Семенов Семен Иванович из Тобольской губернии, получив кличку Тоболяк, Шитиков Федор (Тамбовский) из Тамбовской губернии, Сорокин Дмитрий, Жмудов Кузьма, Краснов Константин, два брата Харюзовых- Прокопий и Павел – сосланы из Минусинской губернии Красноярского края. Поляк Лаврентий Иванович, политссыльный (фамилия неизвесна), позже прибыл Кряжев Иосип Гаврилович, Гейман Тимофей Евсеевич – примерно 1890-1895 годах. Так росла деревня Табага.
          Приехавшие : Шитиков, Гейман, Жмудов, Сорокин, Краснов и Харюзовы занимались хлебопашеством, так как ранее прибывшие граждане не стали с ними делить свой основной заработок – гонку почты. Так как свободных земель не было, а имеющиеся степные участки давали мизерные урожаи, они корчевали тайгу под пашни, для чего нанимали местных бедных якутов. Работа была очень тяжелая, так как корчевали вручную тяпками и топорами. На корчеванных землях получали высокие урожаи, тем самым обеспечивали свои семьи, а излишки продавали. В то время в Якутии хлеб был дорогой, так как сеяли его немногие.                                                                                                           
          Жилищем для крестьян были юрты. Стенами служили вертикальные бревна, обмазанные толстым слоем глины. Для тепла, стены до окон заваливали землей. Окна были очень маленькими – 30-40 сантиметров. Вместо стекол летом рамы обтягивали тонко выделанной скотской брюшиной, а зимой вставляли льдины. В каждой юрте делали глинобитные русские печи и печь-камелек, которая давала свет и тепло, а в русской печи пекли хлеб. Керосиновых ламп не было, свечами пользовались очень редко и то – зажиточные крестьяне. В большинстве случаев делали самодельные свечи из топленого говяжьего жира, но и эти свечи были редкостью. Помещение в основном освещали лучинами. Всего в Табаге юрт насчитывалось около 15.
          Землю пахали деревянными сохами, с железным наконечником, хлеб жали серпами, молотили деревянными цепями. Веяли и очищали зерно – перелопачивая деревянной лопатой на ветру, затем сушили и мололи на ручных жерновах, которые имелись в каждом доме. Орудия производства были топоры, ножи местного изготовления, которые ковали якутские кузнецы из руды добываемой по реке Ботама. Якутские мастера варили сталь и железо в простых кузнечных печах, а затем ковали очень острые топоры, ножи, косы (горбунки), наконечники для сох, даже ножницы и музыкальный инструмент. Железных лопат, пил поперечных и других домашних инструментов заводского изготовления не было. Вместо лопат делали заступ – железный наконечник, которым и копали землю.
 
 
Использован материал сайта   http://www.travellers.ru/city-staraya-tabaga , а также материал музея в Старой Табаге

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск по сайту